d2ebd7deaf86ac21

Интуитивная потребность в повышении потенциала

Интуитивная потребность в повышении потенциалаНовация состояла в нарочитом преувеличении традиционно русской формы
(кровли, «бочки», главы, деталей) – ее линии, массы, фактуры, в резком
укрупнении членений, в ориентации па новгородско-псковские образцы. В конце XIX
в. намечается масштабный перелом в эклектике: укрупняются членения и формы,
появляются огромные, в 3-4 этажа, арки и угловые башни, ранний модерн вводит в
обиход I громадные окна, сильные креновки объемов.

Навстречу увеличению
абсолютных размеров частей и деталей идет освобождение их от мелкой пластики:
ее чешуя сходит на нет, открывая чистые плоскости стен. Прерогативы модерна тут
нет, крупномасштабным строем обладают и традиционно-эклектические постройки
начала XX в. Л. П. Бенуа и Р. И. Клейн, и произведения ретроспективистов. Даже
мастера, работавшие вчера в «узорочной» манере, теперь предпочитают крупные
формы (В. В. Суслов).

Интуитивную потребность в повышении эмоционального потенциала архитектурной
среды на короткое время удовлетворил ранний модерн, эффект достигался
антипормативностью, непредвиденностью построения композиций, резкой новизной
формы (например, введение новых зооморфных и растительных мотивов) или
нестереотипной трактовкой форм знакомых (например, графическое изображение
традиционно объемных элементов), контрастом с архитектурной средой, в которую
вписывались новые сооружения.

Leave a comment

Your email address will not be published.


*